Профориентационный минимум
Профминимум - это прежде всего единый набор современных профориентационных практик и инструментов, которые доказали свою эффективность в ходе реализации проекта «Билет в будущее» и востребованность среди детей и педагогов.
Программы дополнительного образования и профессионального обучения, доступных обучающимся в 2023 и 2024 году (скачать)
Название программы |
Описание |
Ссылка |
|
1 |
Ступени к медицине |
Программа предусматривает высококачественную и современную подготовку школьников к поступлению в медицинские учебные заведения |
|
2 |
Региональная школа финансовой грамотности «ФинансУМ» |
Программы региональной школы финансовой грамотности «Финанс УМ» направлены на развитие навыков правильного обращения с деньгами, формирование полезных привычек в экономической сфере. |
|
3 |
Азбука пешехода |
Программа предназначена для обучающихся 5 — 7 лет и способствует формированию запаса знаний, умений и навыков, развития чувства ответственности и воспитания внимательности с использованием оборудования Автогородка, которое помогает им адаптироваться в условиях городской среды; знакомит с правилами дорожного движения, сигналами светофора и регулировщика; расширяет знания о дорожных знаках, видах и развитии транспорта; формирует навыки осознанного безопасного поведения на дороге. |
|
4 |
Дорожная безопасность |
Программа предназначена для обучающихся 12 — 16 лет, способствует созданию единого образовательного пространства по изучению правил дорожного движения через сетевое взаимодействие с муниципальными мобильными площадками; способствует профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через комплекс занятий и мероприятий средствами интерактивных методов обучения с использованием оборудования Автогородка. |
|
5 |
Я — велосипедист |
Программа предназначена для обучающихся 8 — 12 лет, способствует формированию культуры поведения на дорогах как части культуры собственной безопасности жизнедеятельности; учит применять правила дорожного движения для велосипедистов, ориентироваться в дорожной ситуации; знакомит с группами дорожных знаков, с основами оказания первой помощи при ДТП. |
|
6 |
Перекрёсток |
Программа предназначена для обучающихся 8 — 12 лет, способствует формированию у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения в различных дорожных ситуациях; знакомит с группами дорожных знаков, правилами дорожного движения для пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей, вариантами выбора безопасного маршрута следования, основами оказания первой помощи пострадавшим; развивает кругозор. |
|
7 |
Исследователи окружающего мира |
Программа разработана для обучающихся, осуществляющих исследовательскую и проектную деятельность. Формирование у обучающихся познавательного интереса к изучению окружающего мира, углубление и расширение знаний по предметам естественнонаучного направления, выявление и развитие творческих способностей, интереса к научно-исследовательской деятельности. |
|
8 |
Шаги в экспериментальную биологию |
Формирование у обучающихся базовых компетенций в области биологии и биотехнологии, расширение и углубление межпредметных знаний, развитие навыков изобретательской деятельности создание условий для развития творческих и технических способностей обучающихся. |
|
9 |
Компетенции будущего |
Содержание программы предусматривает развитие творческих способностей детей, формирование начальных технических знаний, навыков, умений, способствует приобретению чувства уверенности и успешности, психологического благополучия, навыков разбиения задачи на подзадачи, работы в команде, ведения мозгового штурма, применения логического и аналитического мышлений, навыков по работе с современным оборудованием в области биотехнологий. |
|
10 |
Биолайн |
Программа адаптирована для обучающихся, собирающихся осуществлять исследовательскую, проектную и инженерную деятельность. Актуальность и необходимость данной дополнительной образовательной программы продиктована развитием современных биологических и инженерных технологий в области биологии и биотехнологии. Новизна Программы заключается в использовании: современных педагогических технологий, приемов; различных техник и способов работы; современного оборудования, позволяющего исследовать и моделировать различные объекты и системы из области биотехнологии. |
|
11 |
Биотехнологии в медицине и фармацевтике |
Программа направлена на получение новых теоретических и практических знаний в области биомедицины, молекулярной биологии и генетической инженерии, а также на освоение базовых навыков необходимых для работы в биологической и генетической лаборатории. |
|
12 |
Профессионалы экологических расследований |
Программа направлена на расширение и углубление системы естественнонаучных знаний и умений, формирование представлений об экологическом мониторинге и ответственного отношения к окружающей среде, приобретение опыта практической проектной и исследовательской деятельности в эколого-биологическом направлении, необходимого для самоопределения и профессиональной ориентации. |
|
13 |
Биотехнология: будущее рядом |
Ознакомление обучающихся с основными методами научного исследования: выдвижение гипотезы, наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, микроскопирование, качественный и количественный анализ; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач по исследованию живой природы и собственного организма. Актуальность и необходимость данной дополнительной образовательной программы продиктована развитием современных биологических и инженерных технологий в области биологии и биотехнологии |
|
14 |
Основы микробиологии и сельскохозяйственных биотехнологий |
Ознакомление школьников с современными агротехнологиями, перспективными профессиями АПК; формирование интереса к профессиональной деятельности в этой сфере; творческое развитие на основе включения в исследовательскую и практическую деятельность |
|
15 |
Экспериментальная химия |
Формирование у обучающихся химического мировоззрения и знаний, позволяющих самостоятельно вырабатывать алгоритм получения различных веществ с заданными химическими и физическими свойствами, и проводить их идентификацию. Программа призвана развить интерес к науке, формировать научное мировоззрение, способствовать сознательному выбору профессии |
|
16 |
Ландшафтный дизайн |
Развитие индивидуального творческого потенциала, практических навыков и умений путем освоения основ ландшафтного проектирования. Особенность данной программы состоит в том, что она предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся, включает в себя занятия по приобретению навыков в сфере профессионального общения и самопрезентации. |
|
17 |
Биопрофи |
В ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Биопрофи» осуществляется подготовка и развитие практических умений и навыков исследовательской работы обучающихся 8 - 11 классов различных образовательных организаций по изучению объектов и явлений окружающей среды с использованием соответствующей базы необходимых теоретических биологических знаний. Подготовка обучающихся к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному естественнонаучному направлению. |
|
18 |
Экологический мониторинг |
Формирование научной картины мира на основе изучения процессов и явлений природы. Расширение и углубление системы естественнонаучных знаний и умений, формирование представлений об экологическом мониторинге и ответственного отношения к окружающей среде, приобретение опыта практической проектной и исследовательской деятельности в эколого-биологическом направлении, необходимого для самоопределения и профессиональной ориентации. |
|
19 |
Биотехнологии: жизнь, мастерство, учение |
Содержание программы предусматривает развитие творческих способностей детей, формирование технических знаний, навыков, умений, способствует приобретению чувства уверенности и успешности, психологического благополучия, навыков разбиения задачи на подзадачи, работы в команде, ведения мозгового штурма, применения логического и аналитического мышлений, навыков по работе с современным оборудованием в области биотехнологий. |
https://dopobr.tularegion.ru/program/4998 |
20 |
Основы проектной деятельности на базе 3D-проектирования |
Ознакомление с основами проектной деятельности и изучения онлайн программы по 3D моделированию «Tinkercad» |
|
21 |
Я – исследователь |
Присвоение обучающимися через погружение в исследовательскую и проектную деятельность способов непротиворечивого взаимодействия в рамках системы «Природа — Общество — Человек». Создание условий для формирования инженерно-биологического мышления у современных школьников, развитие естественного интереса к познанию, выстраивание личной и командной истории успеха |
|
22 |
Мир цифры |
Программа направлена на знакомство с современными ИКТ технологиями и стимулирование интереса к технологиям конструирования и моделирования |
|
23 |
Введение в современную картографию |
Создание условий для формирования у обучающихся уникальных компетенций по работе с пространственными данными и геоинформационными технологиями и их применением в работе над проектами и развития пространственного и масштабного научно-творческого мышления. Программа предполагает работу обучающихся по собственным проектам. Такая постановка вопроса обучения и воспитания позволяет с одной стороны расширить индивидуальное поле деятельности каждого ребенка, с другой стороны учит работать в команде; позволяет раскрыть таланты обучающихся в области геоинформатики и содействовать в их профессиональном самоопределении. |
|
24 |
VR/IT – квантум |
Программа предусматривает обучение детей основам программирования и VR/AR-технологиям |
|
25 |
Хайтек-квантум |
Данная образовательная программа поможет обучающимся освоить основные навыки работы на высокотехнологичном оборудовании, познакомятся с теорией решения изобретательских задач, основами инженерии, основными компонентами электронной техники, понять принципы работы и возможности современного оборудования, его практического применения многих современных электронных и электромеханических устройств, получат практически навыки в конструировании и построении различных устройств и механизмов, что в свою очередь разовьёт интерес к техническим специальностям, рабочим профессиям, научному техническому творчеству и высокотехнологичному предпринимательству |
|
26 |
Экспериментальная физика |
Курс углубляет и систематизирует знания учащихся о способах измерения физических величин, способствует развитию умения анализировать и обрабатывать результаты физических опытов и наблюдений, создаёт предпосылки для становления и развития у школьников исследовательской компетенции, которая расценивается как важнейшая способность человека к познанию. Особое внимание уделяется инженерным решениям, основанным на знании законов физики, которые нашли широкое применение в науке и технике. Самостоятельное исследование стимулирует поиск инженерного решения для конструирования и реализации собранных установок |
|
27 |
Биоквантум |
Для осмысленной профессиональной ориентации школьников программой предусмотрено знакомство с основными профессиями в биологии и смежных предметах, а также предъявление обучающимся основных проблем данных областей, в которых будет перспективно реализовывать свои проекты |
|
28 |
ГЕОАЭРОКВАНТУМ |
Привлечение детей к проектной деятельности, развитие интереса обучающихся к геоинформационным технологиям, приобретение практических навыков использования и создания современных средств навигации; формирование компетенции эффективного управления и реализации проекта |
|
29 |
Робо/Промдизайн - квантум |
Программа предусматривает обучение детей базовым понятиям сферы промышленного дизайна и робототехники |
|
30 |
Промышленный дизайн |
Данная программа направлена не только на промышленный дизайн, но и на дизайн образа жизни, мышления и общения, красоту предмета и предметной среды (предметы должны быть технически совершенны и эстетичны). Уникальность программы состоит в том, что она позволяет соединить инженерное мышление и художественное, научное и гуманитарное направление, ставит задачу найти эти точки пересечения и применить это в дизайне. |
|
31 |
Хайтек |
Дети познакомятся с основами создания и проектирования 2D и 3D моделей,получат навыки работы на лазерном оборудовании. |
|
32 |
Лицей академии Яндекс |
Программа направлена на изучение основных принципов программирования на языке Python, практической работе и самостоятельному написанию кода. |
|
33 |
Энерджиквантум |
Ориентирована на удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности обучающихся детского технопарка «Кванториум» в области энергетики; формирование и развитие исследовательских, прикладных, конструкторских и инженерных способностей обучающихся в области точных наук и технического творчества; накопление обучающимися социального опыта, обогащение навыками общения и совместной деятельности; профессиональное самоопределение обучающихся |
|
34 |
Гео/Аэро-квантум |
Позволяет сформировать у обучающихся устойчивую связь между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Это позволит обучающимся получить знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений. |
|
35 |
IT-квантум C# |
Программа направлена на формирование у детей знаний и навыков, необходимых для решения задач с использованием объектно-ориентированного программирования, построению примитивных приложений.Образовательная программа позволяет не только обучить ребенка правильно программировать, но и подготовить обучающихся к проектированию и разработке как отдельных компонентов приложения, так и простых разно-уровневых приложений в WEB или DESKTOP версиях. |
|
36 |
IT-квантум |
Программа направлена на изучение блокового программирования и алгоритмизации, анимационных технологий, математики и логики |
|
37 |
Школа информационной безопасности |
Обучающиеся освоят основы функционирования информационных систем и методы защиты информационных систем. |
|
38 |
Наноквантум |
Лаборатория Наноквантума оснащена современными приборами, что позволит учащимся синтезировать, модифицировать и изучать материалы на микро- и нано- уровнях. Также у обучающихся будет возможность предложить свои идеи технологического применения различных материалов, методов их получения или функционального улучшения. |
|
39 |
Аэроквантум |
Учащиеся работают над проектом, решают инженерные задачи по проектированию, сборке и применению беспилотных летательных аппаратов. |
|
40 |
Промышленный дизайн |
Промышленный дизайн – это про то, как предугадывать, опережать привычные потребности пользователей в своих областях. Направление соединяет инженерное и художественное мышление, научное и гуманитарное направление. Учит как предугадывать, опережать привычные потребности пользователей, создавая удобные и красивые продукты. Дизайн образа жизни, мышления и общения |
|
41 |
Графический дизайн |
Развитие воображения и творческих сторон детей через использование современных информационных технологий |
|
42 |
Алгоритмика и логика |
Заключается в технической направленности обучения, которое базируется на новых IT, что способствует развитию информационной культуры. Курс базируется в свободной виртуальной среде Scratch Jr. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. |
|
43 |
«Азбука цифровой грамотности (для детей с ОВЗ) |
Программа направлена в своей основе на коррекционно-развивающую и социально-адаптационную деятельность. Учащиеся могут получить начальные навыки работы с компьютером, ознакомить с программным обеспечением в области обучающих, развивающих программ, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач. |
|
44 |
Программирование роботов |
Использование образовательных конструкторов Lego, как инструмента для обучения школьников конструированию и компьютерному управлению. |
|
45 |
Мобильная разработка |
Разработка алгоритмов и написания программ, на основе этих алгоритмов, создание мобильных приложений |
|
46 |
3D- моделирование |
На занятиях обучающиеся создают прототипы и необходимые детали, воплощая свои конструкторские и дизайнерские идеи, учатся создавать двумерные и трёхмерные модели объектов в самых востребованных системах автоматизированного проектирования, опираясь на изученные в школе и в объединении геометро-графические знания и умения. 3D-моделирование способствует интеграции знаний по информатике, математике, физике, черчению, естественным наукам с развитием инженерного мышления через техническое творчество. |
|
47 |
Блоггинг |
Блоггинг сейчас - это не просто развлечение, а наша реальность. Критическое мышление, командная работа, коммуникабельность, креативность, работа с гаджетами, уверенность в себе - это и многое другое развивает блоггинг при правильном его применении. У детей много энергии, позитива и драйва, в их голове множество идей, которые могут впечатлить весь мир – достаточно направить это в правильное русло. |
|
48 |
Графический дизайн |
Программа дает возможность обучающимся реализовать свои изобразительные, творческие, дизайнерские и исследовательские способности посредством использования информационно-коммуникационных технологий. Освоение программы формирует теоретические и практические знания, которые применяются при изучении большинства направлений современного дизайна. Программа «Графический дизайн» направлена на приобретение учащимися знаний, умений и навыков в рамках выполнения творческих проектов способами компьютерных технологий. |
|
49 |
IT-куб основы веб-разработки |
формирует представление о программировании в современных средах для Web, методах структурного программирования для Web |
|
50 |
IT-куб разработка VR/AR-приложений |
Обучение направлено на приобретение навыков работы с устройствами виртуальной (далее VR) и дополненной (далее AR) реальности, камерами 360 градусов. Обучающиеся смогут создавать и монтировать видео, фото 360 градусов, а также создавать простые VR и AR приложения, изготовят свой VR шлем, получат знания по основам программирования на языке C# и базовые навыки 3D моделирования. |
|
51 |
IT-куб мобильная разработка |
Программа «Мобильная разработка» научит подростков создавать мобильные приложения, определять значимость и полезность разработки. |
|
52 |
IT-куб системное администрирование |
Программа направлена на то, чтобы обеспечить бесперебойную работу всего оборудования и компьютерной техники, а также надёжную защиту данных |
|
53 |
IT-куб компьютерная грамотность |
Развитие умения оперативно и качественно работать с информацией и информационными технологиями, привлекая для этого современные средства и методы. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления учащихся, которое будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. |
|
54 |
IT-куб программирование игр в Roblox Studio |
Научит подростков основам программирования на языке Lua. |
|
55 |
IT-куб программирование на языке Java. |
Программа научит детей создавать компьютерную графику и простые интерактивные программы |
|
56 |
IT-куб занимательный Пиктомир |
ПиктоМир позволяет ребенку "собрать" из пиктограмм на экране компьютера несложную программу, управляющую виртуальным исполнителем-роботом. ПиктоМир в первую очередь ориентирован на дошкольников, еще не умеющих писать, или на младшеклассников, не очень любящих писать. |
|
57 |
IT-куб программирование роботов |
развитие алгоритмического мышления обучающихся, их творческих способностей, аналитических и логических компетенции |
|
58 |
IT-куб создание игр на Python |
Знакомство с программированием различных игр на языке Python. НЕОБХОДИМЫ начальные знания языка!! |
|
59 |
IT-куб основы логики и программирования |
Развитие алгоритмического мышления учащихся, творческих способностей, аналитических и логических компетенций |
|
60 |
IT-куб программирование на языке Python |
Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 12 до 15 лет, не требует предварительных знаний |
|
61 |
IT-куб 3D-моделирование |
Программа предусматривает подготовку обучающихся в области 3D-моделирования. Обучение 3D-моделированию опирается на уже имеющийся у обучающихся опыт постоянного применения информационно-компьютерных технологий. В содержании программы особое место отводится практическим занятиям, направленным на освоение 3D технологии и обработку отдельных технологических приемов и практикумов, практических работ, направленных на получение результата, осмысленного и интересного для обучающегося. Результатом реализации всех задач являются творческие проекты – созданные АРТ объекты, сувениры. |
|
62 |
"Графический дизайн" |
Станьте специалистом в традиционных и новых областях графического дизайна: визуальные коммуникации, web-дизайн, дизайн интерфейсов, дизайн мультимедиа. Вы научитесь разбираться в актуальных тенденциях в рекламе, создавать стильные и удобные веб-интерфейсы, освоите стратегию продвижения собственного бренда – в том числе в области изобразительного и прикладного искусства |
|
63 |
Разработка виртуальной и дополненной реальности |
Это перспективное направление, в котором можно освоить технологии объемной визуализации и программирования. |
|
64 |
Шахматы |
Изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности |
|
65 |
Мобильная разработка (стартовый уровень) |
Формирование у обучающихся основ разработки мобильных приложений на визуальном языке программирования в среде MIT App Inventor 2. |
|
66 |
Блоггинг |
Развитие творческих способностей и креативного мышления у обучающихся посредством самоакутализации и самореализации в сфере видеоблоггинга. |
|
67 |
Системное администрирование |
Изучение архитектуры ПК, особенности комплектации и сборки домашнего компьютера, а также тестирование его на работоспособность. |
|
68 |
Основы алгоритмики и логики |
Обучающиеся данного курса смогут овладеть инструментами и практикам программирования, научатся создавать свои проекты: мультфильмы и игры. Курс позволит ребятам мыслить творчески, рассуждать логически, работать в команде, браться за сложные задачи и не бояться ошибок, креативно подходить к решению задач. Параллельно с алгоритмическими структурами и основами программирования они знакомятся с целым рядом математических понятий. |
|
69 |
Кибергигиена и работа с большими данными |
Учащиеся получат навыки анализа информации в интернет-пространстве, обнаружения источников информации, каналы и способы ее распространения. |
|
70 |
Программирование на языке Python |
Python пригодится в создании компьютерных и мобильных приложений, в работе с большим объемом информации, при разработке web-сайтов и др. |
|
71 |
Программирование роботов |
Создание и программирование роботов и автоматизированных устройств на базе робототехнических конструкторов. Конструируя собственные устройства, обучающиеся научатся ставить задачи и находить решения, получат базовые знания по программированию, а также по физике, механике, электрике, электронике, проектированию и другим сферам, на стыке которых находится современная робототехника. Каждый учащийся попробует создать собственного робота с дальнейшим написанием кода управления, затем попробует создать робота-помощника, которого можно будет применить в быту. Почувствует себя маленьким программистом, программирующим и управляющим роботом. |
|
72 |
IT-азбука 5+ |
Интеллектуальное развитие дошкольника невозможно без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом. |
|
73 |
«Шахматы» |
Система шахматных занятий способствует общему развитию и воспитанию обучающихся. |
|
74 |
«Мобильная разработка» |
ДОП «Мобильная разработка» предназначена для развития алгоритмического мышления учащихся, творческих способностей. |
|
75 |
«Основы алгоритмики и логики (базовый уровень)» |
ДОП «Основы алгоритмики и логики» разработана для формирования у школьников алгоритмического стиля мышления. |
|
76 |
«Кибергигиена и работа с большими данными» |
В ходе освоения программы, учащиеся получат навыки исследовательской деятельности и анализа информации в интернет-пространстве. |
|
77 |
«Программирование роботов» |
ДОП «Программирование роботов на базе конструктора LEGO EV3» технической направленности предназначена формирования научного мировоззрения. |
|
78 |
«Разработка VR/AR- приложений» |
Программа «Разработка VR/AR-приложений» сможет создавать и монтировать видео, создавать простые VR и AR приложения, изготовят свой VR шлем. |
|
79 |
Программирование на языке Python |
Научившись программировать на языке Python, учащиеся получат мощный и удобный инструмент для решения как учебных, так и прикладных задач. Вместе с тем чистота и ясность его конструкций позволит учащимся потом с лёгкостью выучить любой другой язык программирования. |
|
80 |
Программирование роботов (базовый уровень) |
Создание и программирование роботов и автоматизированных устройств на базе конструкторов LEGO и др. |
|
81 |
Мобильная разработка (базовый уровень) |
Курс, разработанный Российским Исследовательским центром Samsung, поможет учащимся освоить фундаментальные разделы ИТ и программирования |
|
82 |
Программа "Разработка VR/AR-приложений" |
Обучение направлено на приобретение навыков работы с устройствами виртуальной (далее VR) и дополненной (далее AR) реальности |
|
83 |
Веб-разработка |
Проектирование пользовательских веб-интерфейсов для сайтов или веб-приложений |
|
84 |
Промышленный дизайн |
обучающиеся овладеют навыками в области дизайн-эскизирования, трёхмерного компьютерного моделирования |
|
85 |
Цифровая гигиена и работа с большими данными |
Программа направлена на обучение детей и подростков ориентироваться в информационном пространстве, проверять, оценивать получаемую информацию, защищать себя в информационном пространстве, ответственно относиться к созданию и публикации контента. Обучение по программе способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления. Занятия по данной программе дают возможность углубленного изучения информатики. |
|
86 |
Программа «Шахматы» |
Своя программа для каждого с учетом уровня и целей. Для начинающих правила игры, знакомство с дебютами и пешечными эндшпилями |
|
87 |
Программирование на PYTHON |
Научившись программировать на языке Python, учащиеся получат мощный и удобный инструмент для решения как учебных, так и прикладных задач. 4 Вместе с тем чистота и ясность его конструкций позволит учащимся потом с лёгкостью выучить любой другой язык программирования. Знания и умения, приобретённые в результате освоения курса, могут быть использованы обучающимися при сдаче ЕГЭ, при участии в олимпиадах по программированию, при решении задач по физике, химии, биологии, лингвистике и другим наукам, а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства программирования. |
|
88 |
Алгоритмика и логика |
Программа построена таким образом, чтобы помочь детям заинтересоваться программированием. |
Публикации по теме "Профориентация"
В Тульской области реализуется Единая модель профориентации
https://copp71.ru/news/v-tulskoy-oblasti-realizuetsya-edinaya-model-proforientatsii/
В 2024/2025 учебном году Единая модель профориентации в Тульской области охватывает 442 муниципальные и государственные общеобразовательные организации и свыше 71,5 тысяч обучающихся 6-11 классов.
Внедрена Единая модель профессиональной организации обучающихся с 1 сентября 2023 года Минпросом России во всех субъектах Российской Федерации.
Как отметил Неумывакин Виктор Сергеевич, Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства Просвещения Российской Федерации: «Единая модель профориентации, которую мы внедрили совместно с Фондом Гуманитарных Проектов в прошлом учебном году, направлена на создание системного подхода в вопросе выбора профессии. Ее инструменты позволяют школьнику познакомиться с достижениями страны и миром профессий на занятиях курса «Россия – мои горизонты», а также посетить предприятия своего региона в рамках экскурсий и профессиональных проб».
Фондом Гуманитарных Проектов – это федеральный оператор Единой модели профориентации. Региональный оператор назначен приказом министерства образования Тульской области – это Центр опережающей профессиональной подготовки, функционирующий в Тульском государственном машиностроительном колледже имени Никиты Демидова.
Мероприятия Единой модели профориентации реализуются школами на одном из трех уровней: базовом, основном или продвинутом.
Профессиональная ориентация осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей через урочную деятельность, внеурочную деятельность, практико-ориентированные занятия, дополнительное образование, профессиональное обучение, профильные предпрофессиональные классы и конечно, взаимодействие с родителями.
В рамках внеурочной деятельности еженедельно по четвергам в школах проводятся занятия курса «Россия – мои горизонты». Школьники на занятиях в активных форматах знакомятся с экономикой России, узнают о научных и технологических достижениях нашей страны, знакомятся с различными отраслями производства, а также наиболее востребованными и перспективными профессиями и специальностями. Подробнее о курсе «Россия – мои горизонты» узнавайте на сайте «Билет в будущее» https://kb.bvbinfo.ru/?section=vneurochnaya-deyatelnost
Погружения в практическое освоение азов различных профессиональных направлений происходит в ходе участия детей и педагогов в профессиональных пробах, мастер-классах, днях открытых дверей на площадках колледжей, техникумов и вузов, функционирующих в нашем регионе, а также в ходе посещения корпоративных музеев предприятий, экскурсий на производство, встреч и мастер-классов от представителей различных профессий.
Ярким примером практического погружения в профессию являются профессиональные пробы, мастер-классы и экскурсии в рамках Всероссийского профориентационного проекта «Билет в будущее». Участником этого проекта являются в 2024 году 272 общеобразовательные организации, более 18 тысяч школьников из 6-11 классов.
Только в октябре-ноябре 2024 года более полутора тысяч ребят посетят профессиональные пробы в колледжах и техникумах, боле 5 тысяч станут участниками экскурсий на ключевые предприятия региона.
Такая же возможность представляется и ребятам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Для них на площадке Тульского техникума социальных технологий – базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку функционирования региональной системы инклюзивного профессионального образования Тульской области организованы профессиональные пробы, функционирует детский технопарк.
В школьные годы очень важно выбрать увлечение, которое помогает развивать интересы и склонности школьников. В этом детям и родителям помогает Региональный навигатор дополнительного образования детей Тульской области https://dopobr.tularegion.ru/. На портале есть возможность узнать обо всех общеразвивающих, предпрофессиональных программах и программах спортивной подготовки, которые реализуются в Тульской области.
Ежегодно обучающимся 8-11 классов Тульской области предоставляется возможность бесплатно освоить первую профессию. Обучение организовано на современных оборудованных площадках, в том числе в мастерских и лабораториях, созданных в рамках национального проекта «Образование» и федерального проекта «Профессионалитет». Координирует обучение Центр опережающей профессиональной подготовки.
С информацией о программах обучения родители и дети могут познакомиться на сайте Центра по ссылке – https://copp71.ru/programs/filter/audience-is-school/apply/.
Многие старшеклассники, ученики 10-11 классов, уже определившиеся с выбором профессионального направления, обучаются в профильных предпрофессиональных классах. Их в Тульской области 181, среди них инженерные, медицинские, педагогические, аграрные, кадетские, финансово-экономические, Сириус-классы и IT-классы.
Включенность родителей в профессиональный выбор детей – залог успешной профориентации в семье. В рамках Единой модели профориентации родители не остались без внимания - на сайте «Билет в будущее» для них создан раздел с полезными информационными материалами и семейными тестами https://bvbinfo.ru/for-parents.
Профориентация школьников имеет колоссальный воспитательный потенциал, благодаря совместным усилиям профессиональных команд педагогов, партнеров-работодателей, родителей и самих детей формируется интерес к выбору будущей профессии, осмысленный выбор своего будущего!
Эксперты рассказали, обязательна ли профориентация в школе ТОП-5 волнующих родителей вопросов
https://www.kp.ru/daily/27645/4996198/
Летом 2023 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября во всех школах России вводятся занятия по профориентации. Осенью этого же года в школьном расписании появился курс внеурочной деятельности под названием «Россия – мои горизонты».
Многие родители воспринимают профориентационные занятия как дополнительную нагрузку на своего ребенка. В этой статье эксперты проекта разберут острые и актуальные темы, касающиеся программы «Россия – мои горизонты» и ответят на 5 волнующих родителей вопросов.
ВОПРОС 1. Почему занятия проходят именно по четвергам? В некоторых школах урок внеурочной деятельности ставят 8 по счету, чем это обусловлено?
Игорь Иванов, руководитель направления образовательных стандартов и программ Фонда Гуманитарных Проектов:
“Министерством просвещения Российской Федерации рекомендован единый день проведения занятий курса «Россия – мои горизонты», еженедельно по четвергам. В Письме Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» определено, что под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Проще говоря, занятия внеурочной деятельности обязательны к посещению, потому что входят в план внеурочной деятельности, который является частью основной образовательной программы. А согласно ст. 43 «Закона об образовании» все школьники обязаны добросовестно осваивать эту программу. Вопрос времени проведения занятий остается на усмотрение администрации конкретного образовательного учреждения. Как правило, школы стараются ставить занятия внеурочной деятельности после так называемой «паузы», чтобы у ребенка было время на отдых. Возможно, в связи с этим занятия проводятся 7-8 уроками.”
ВОПРОС 2. Как выбираются темы для курса? Кто их разрабатывает? И может ли учитель провести урок на тему, которую самостоятельно придумал?
Александра Потехина, генеральный директор «Проектория Медиа»:
“Календарно-тематический план курса – это большая коллективная работа целой группы людей: методологов, психологов, педагогов, представителей различных ведомств и различных отраслей экономики. Задача курса – и охватить вопросы самоопределения, и рассказать о самых востребованных направлениях рынка труда, и дать максимально полезные и практические советы ребятам. Звучит амбициозно, поэтому все занятия педагог может собрать в нашем Конструкторе будущего. Это очень удобно, потому что, во-первых, позволяет получить сразу полностью готовое занятие под любой возраст со всем комплектом материалов, а во-вторых, дает возможность при необходимости моделировать занятие, заменять разные блоки. Мы рекомендуем пользоваться заранее подготовленным сценарием, но при желании педагог может брать только какие-то отдельные блоки, задания, игры, видеоролики и дополнять их своими активностями.”
ВОПРОС 3. Что конкретно получит мой ребенок после прослушивания курса? Чем этот курс ему поможет?
Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов:
“Курс помогает сосредоточиться на вопросах профессионального самоопределения, больше узнать о собственных интересах и ценностях, смоделировать (или начать моделировать) личный образовательно-профессиональный маршрут. На занятиях ученики получают самую актуальную информацию об отраслях и профессиях самой различной направленности, видят в записи современные предприятия и их успешных сотрудников, знакомятся с культурой и условиями труда в разных регионах и отраслях. Занятия курса построены с учетом возраста учеников и их предпочтениями в изучении материала. Мы сочетаем видеоролики, игры, практические задания так, чтобы класс не уставал и каждый нашел что-то интересное для себя.”
ВОПРОС 4. Зачем моему ребенку профориентационные занятия, если он спортсмен и уже точно знает, куда будет поступать?
Татьяна Четверикова, руководитель отдела «Центр планирования профессиональной карьеры» в центре профессионального образования Самарской области:
“Если Ваш ребенок точно знает, куда будет поступать, мы поздравляем всю Вашу семью – муки выбора обошли вас стороной! Но даже в этом случае посещение ребенком профориентационных занятий поможет ему лучше узнать тот мир профессий и работодателей, в который он вступит через несколько лет после окончания школы, а также правила «выживания» в этом мире: выбор профессии и планирование профессионального развития. Эти знания ни для кого не бывают лишними, даже для взрослых людей. Эти знания оказываются очень ценны, когда изменчивый, динамичный мир (а мы живем именно в таком мире) затрагивает твою профессию, и люди оказываются в ситуации необходимости менять свою профессию или даже сферу деятельности, уже будучи профессионалом.
Если Ваш сын серьезно занимается спортом и решил стать профессиональным спортсменом, то наверняка знает, что они в достаточно молодом возрасте (кто-то в 35, а кто-то и в 25 лет) меняют профессию. Кто-то остается в спорте в качестве тренера, а кто-то начинает профессионально развиваться в совершенно в иных сферах: разрабатывает собственную линейку спортивной одежды , открывает строительную компанию или спортивную школу, становится руководителем или менеджером спортивных организаций. Для повышения успешности в новой сфере человеку требуются знания и навыки выбора и планирования профессионального развития. Соответственно, профориентационные занятия для спортсменов особенно полезны.
Еще один аргумент в пользу профориентационных занятий: как бы мы ни были уверены в успешности намеченного плана, нам всегда нужен запасной план. А некоторые люди при планировании жизненных маршрутов предпочитают составлять несколько запасных вариантов. Ведь не все в этой жизни зависит от нас: направление подготовки в выбранном нами вузе может закрыться, может сократиться количество бюджетных мест на выбранную нами специальность, а стоимость обучения на «внебюджете» – резко подняться. Случаются неприятные ситуации со здоровьем, и всё чаще мы видим, как искусственный интеллект вмешивается в содержание труда уже сейчас, сокращая количество рабочих мест. А что будет через 5 лет? Знать точно мы не можем. Но можем уже сейчас понять тенденции и основные пути, приводящие человека к профессиональной востребованности и успеху. Разобраться во всем этом, составить запасные планы помогают профориентационные занятия.”
ВОПРОС 5. Если кто-то в семье относится скептически к посещению ребенком таких занятий. Как найти компромисс? А самое главное, как объяснить ребенку, что такие занятия ему помогут в дальнейшем?
Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов:
“Конечно, в семье важно договариваться о ценностях и задачах по воспитанию детей. Вспомните и обсудите, как у каждого из вас, взрослых, когда-то происходил профессиональный выбор? Кто и что помогло? Какой помощи не хватило? Сработают ли ваши стратегии в сегодняшних реалиях? Попробуйте больше узнать о курсе «Россия – мои горизонты». Педагог может показать вам его фрагменты, объяснить назначение. Также узнайте мнение самого подростка, что ему интересно и важно в этих занятиях. Широкий кругозор о мире профессий и труда, который формирует курс за несколько лет, – важное условие многих жизненных выборов. Пусть они принесут удовольствие!”
Немного о курсе
Занятия курса “Россия - мои горизонты” предназначены для учащихся 6-11 классов и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Курс включает в себя 34 занятия, которые проходят каждый четверг. За прошлый год школьников уже познакомили с отраслями промышленности, цифровым технологиям, медициной и здравоохранением, инженерным делом, государственным управлением. Кроме этого, особое внимание уделяется и практической части. Для обучающихся организуются экскурсии на региональные предприятия, организации и учебные учреждения. Ознакомиться с новой программой курса внеурочной деятельности можно на сайте.
Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе?
https://bvbinfo.ru/media/news/chto-na-samom-dele-dumayut-shkolniki-i-uchitelya-o
Курс «Россия – мои горизонты» стартовал в сентябре 2023 года во всех школах страны по инициативе Минпросвещения России .
7 сентября 2023 года для всех учеников 6-11 классов было проведено первое занятие из курса «Россия – мои горизонты». И вот уже второй год курс реализуется по всей стране, поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В этом тексте мы собрали разные мнения учителей и школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза на самом деле, насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, в общем, о нем думают учителя и подростки.
Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Авторы программы курса – опытные специалисты по профориентации подростков, в том числе кандидаты педагогических наук, эксперты от различных отраслей экономики, психологи, методисты. Объединив свой многолетний опыт работы, они разработали методические материалы для проведения занятий, адаптировав их под психологию и интересы разных возрастных групп.
Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:
– Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект, который помогает строить будущее нынешним школьникам, выбирать важные знания и кратчайший путь к своей профессии, дает уверенность в своём выборе и собственных силах.
Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Владимирской области Людмила Графова выделила несколько положительных моментов внедрения курса:
– Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть свои таланты и задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введение занятий по профориентации – мера своевременная и правильная. Важно помочь учащимся лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии, и как они могут применить свои собственные таланты и способности. А вторым положительным моментом введения этого профориентационного курса является наличие готовых методических материалов на платформе «Билет в будущее».
Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на методические материалы курса. Саая Сливана Шораановна, учитель Усть-Элегестинской школы Республики Тыва:
– Мне как учителю очень нравится, как выстроена работа по курсу. Есть четкое содержания курса. Есть календарно-тематическое планирование, где на весь учебный год расписаны темы и мероприятия. На сайте «Билет в будущее» есть «Конструктор будущего» – цифровой инструмент по формированию профориентационных мероприятий в классе. Он содержит в себе готовые материалы курса «Россия – мои горизонты». Хочется выразить большую благодарность разработчикам за построение интересных уроков и разнообразную подачу информации. Такие уроки не проходят скучно и однотипно. Дети на уроке заинтересованы в материале, что не может не радовать и меня, как педагога.
Владимир Кардаш, учитель школы № 31 посёлка Родники Белореченского района Краснодарского края:
– С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты». Убедительные видеоролики о России, отраслях российской экономики в цифрах и фактах дали возможность ребятам увидеть масштабно возможности для самореализации в нашей стране. Занимательные интерактивные игры «Инженеры в разных отраслях», «Реальность и будущее» позволяют понять учащимся важность и значимость данных профессий. Курс профориентационной направленности «Россия – мои горизонты» – содержателен и познавателен своими материалами.
Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Татьяна Длюгова поделилась своими наблюдениями и отметила, что курс оказался эффективен не только для школьников:
– С профессиональной точки зрения курс внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» оказался очень полезным. Для меня тоже было очень интересно вместе с детьми знакомиться с необычными профессиями будущего. Хочется отметить замечательный инструмент – «Конструктор будущего». С его помощью не только легко, но и интересно строить уроки.
Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ №2, г. Козельск Калужской области отметила преимуществом курса знакомство с разными профессиональными сферами:
– Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют таких возможностей, как дети областных центров и крупных мегаполисов. В малых городах не так развито производство, недостаточно образовательных организаций СПО, а в некоторых их нет вообще, не говоря уже об организациях высшего образования. Я, как классный руководитель 8 класса, мама девятиклассницы, с уверенностью могу сказать, что курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» открывает для наших детей возможности расширить свои знания о профориентационных сферах, о структуре образования, позволяет выявить свои предпочтения при выборе профессии.
Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной работе МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» (Калужская обл, с. Хвастовичи), рассуждает на тему нужности таких занятий:
– Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» – мера, наверное, все же правильная. Да, это добавился еще один урок. Да, дети уходят из школы позже. Но если спросить старшеклассника, куда он хочет поступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той или иной профессии. Дети не знают, что для них более подходящее. А потому и видим результат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а потом работает совсем в другом. Необходимо помочь детям лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии и как они могут применить свои собственные таланты и способности. Уверена, что эти уроки будут способствовать принятию учащимися правильного решения и возможности построения успешной карьеры в будущем.
Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку курсу и отметили, что он действительно оказался продуктивным и интересным для обеих сторон. Но будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когда мы предложили ученикам оценить занятия курса «Россия – мои горизонты», в первую очередь были отмечены его преимущества. Вот что они говорят:
Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:
– На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся со многими востребованными в наше время профессиями. Свой окончательный выбор я ещё не сделала. Узнавая о новых профессиях, в чём их суть и ценность для общества, я пытаюсь для себя понять, какой род деятельности мне ближе и чем бы я хотела заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс очень полезен для школьников, так как он знакомит с новыми интересными профессиями.
Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного:
– Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» уже несколько месяцев и могу сказать, что они действительно полезные. Мы изучаем профессии, узнаем о требованиях и навыках, необходимых для успешной работы. Мне нравится, что уроки включают много практических заданий, то есть можно применить наши знания на практике и улучшить свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогают нам разобраться с любыми вопросами. Я с нетерпением жду каждого урока и уверен, что эти занятия помогут мне в будущей карьере.
Артем Горбунов, ученик 9 «В» класса школы № 8 г. Старая Русса:
– В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. На профессиональных пробах мы написали код для калькулятора, медбрата и фельдшера, где нам показали оказание первой помощи, работу скорой и даже правильное мытье рук в 6 действий! На уроках мы пробовали себя в роли учителя, металлурга и других специальностях всем классом (интерактивные игры, рассказывающие об этих профессиях). Также у нас была экскурсия по нашему Старорусскому приборостроительному заводу. Там нам показали выплавку деталей, их обработку. Рассказали о истории завода, его продукции. И о профессиях, которые нужны заводу. Было очень интересно! Сами занятия показали, в чем заключается смысл этих специальностей. Проекту я желаю продолжать развиваться и дальше помогать ученикам в выборе профессий.
Залесская Мария, ученица 8 «А» школы № 67 г. Брянска:
– Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через год меня ждет важнейший выбор будущей профессии. Лучше понять мои интересы и способности, а также изучить широкий спектр профессиональных сфер помогает курс уроков «Россия – мои горизонты». Например, на одном из занятий мы говорили о том, как устроена система образования в нашей стране, какой уровень образования нужен для разных видов профессий. Также ранее мы проходили диагностику, которая помогает глубже понять наши профессиональные интересы. Я с уверенностью могу сказать, что данные уроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать уверенность в себе и в своём будущем выборе.
Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума г. Брянска:
– «Россия – мои горизонты» – очень интересный проект. Подача материала увлекательная и насыщенная. На занятиях я постоянно узнавал что-то новое и необычное. Я уже определился с выбором профессии, но все равно с интересом изучал различные направления профессиональной деятельности. Я считаю, что проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всех обучающихся.
Подростки мечтают работать курьерами и продавцами: почему у школьников нет карьерных амбиций и как им помочь
https://www.kp.ru/daily/27646/4997753/
Кандидат наук Чередилина: Выбирать профессию подросткам мешают иллюзии
Интересные результаты показал недавний социологический опрос - 13 - 17-летние хотят работать… Не космонавтами, конечно, но и не банкирами, не программистами, не начальниками. Поколение альфа (это дети, родившиеся с 2010-го) собирается стать продавцами, официантами, кассирами, курьерами, барменами.
Р-р-раз - и много денег
Аргументы? Свободный график, неполный день и быстрый заработок. Стоп, но ведь это профессии сложные физически, даже изматывающие. Попробуй отстоять смену у прилавка или поколесить по городу с коробом за спиной. А еще есть риски (та же недостача), да и заработок не сказать чтоб завидный. Кассиром на свое жилье, например, не заработать. Неужели молодежь этого не понимает? Может, нет амбиций? Еще как есть! 80% из того же опроса мечтают о высоком доходе.
Спросила коллег, у кого тоже подростки: как, мол, у ваших с карьерными устремлениями? У одной 16-летний сын тоже собрался в кассиры - в интересный магазин для хобби. У другой 13-летка заявил: «Буду писателем». «Я ему: может, сначала получишь более стабильную профессию, а уж потом творить будешь? Фыркает в ответ, - кипятится мама. - А я не готова тащить на себе будущего Льва Толстого, пока не прославится!» У третьей дочь решила, что ее призвание - быть аниматором. Но той только 8.
- Выбрать профессию молодым людям нередко мешают иллюзии - о мире и о себе, - говорит руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных проектов, кандидат педагогических наук Мария Чередилина. - Развеять их могут помочь взрослые.
Мешают иллюзии
А что за иллюзии? По словам педагога, формированию иллюзий способствует узкий кругозор - когда человек мало что знает о мире профессий. Как это поправить? Быть активным, искать информацию, анализировать.
Низкий интерес к себе, самопознанию, «застревание» в общении только со сверстниками приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях. Хорошо бы, чтобы ребенок не боялся задавать вопросы тем, кто старше, - что у вас за профессия, почему именно ее выбрали, как осваивали, довольны ли. Такие разговоры легко складываются со взрослыми, которым подросток доверяет. Поэтому родителям важно не терять контакт с ребенком в любом возрасте, советует эксперт.
А еще бывает так: посмотрел кино про адвоката (циркача, повара и пр.), и в голове сложилось романтизированное представление, как это круто, и иллюзии о содержании профессии, как ей учиться, насколько она доступна, как там строить карьеру.
- Подросток может думать, что стать кем-то очень легко. Или, наоборот, что он никогда не станет тем же айтишником, пилотом самолета, спортсменом… - говорит Мария Чередилина.
Как их развеять
Можно ли помочь ребенку выбрать профессию правильно, не впадая в иллюзии?
- Классическая формула выбора - «хочу, могу, надо», - объяснила собеседница. - Мы анализируем: «хочу» - это мои желания, мечты, интересы. «Могу» - способности, склонности, успешность - где я хорош. «Надо» - то, за что платят деньги и есть рабочие места. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая область - так сказать, идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь, и получаешь за это вознаграждение. Это дает ощущение баланса в жизни, счастья.
Также важно искать профессию, где будут реализованы самые сильные стороны человека. А еще - чтобы не было конфликта ценностного. Например, работать на компанию, производящую или торгующую сигаретами или алкоголем, значит косвенно помогать кому-то губить себя вредными привычками.
Есть социально значимые профессии (создавать безопасность и комфорт для других), профессии служения - военная, врачебная, работа в некоммерческих организациях. Но там не очень высокие зарплаты. Можно быть и домохозяйкой, посвятить себя воспитанию детей - это тоже выбор.
Главное - чтобы сложилась цельная картина, какие есть риски и возможности, плюсы и минусы.
КСТАТИ
Хорошим помощником может стать федеральный проект профориентации «Билет в будущее». Он позволяет школьникам посещать работодателей и общаться с профессионалами. Когда видишь все своими глазами, проще понять, твое или нет. А заодно можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста. У школ есть квота на такие поездки, уточняйте у классного руководителя.
Есть курс внеурочной деятельности «Россия, мои горизонты» от Фонда гуманитарных проектов и его партнеров. Школьникам предоставляют информацию о профессиях и их востребованности. Есть, например, общее направление - медицина, а внутри много разных позиций - от медсестры до научных сотрудников.
Также есть консультации профориентологов - индивидуальные и групповые, специальные игры, диагностики, профпробы, тренинги, стажировки. В Москве их можно найти, например, при центрах «Моя работа», а также онлайн.